Synerjetics Group Logo
 Главная страница
 Цели освоения космоса
    Миссия космонавтики
    Кризис цивилизации
    На распутье
 Программа освоения космоса
    Хранилище на орбите
    Орбитальная медицина
 Аэрокосмические носители
    Описание концепции
    Обоснование концепции
    Анализ эффективности
 Проблемы системы Starship
    Итоги 2023 года
    Причина аварии Старшипа
    Наземные тесты двигателей
    Второй полет Старшипа
    Авария при бустбэке
    Взрыв второй ступени
    О реализуемости «пого»
    Взрыв на старте
 Starship Problems
    Results 2023
    Cause of Starship crash
    Ground engines tests
    Starship second flight
    Crash during boostback
    Second stage explosion
    On the possibility of Pogo
    Blast on the start
 Кометно-метеоритная угроза
    Первочередная задача
    Два обломка
    Новый расчет
    Условия на волне
    Два семейства
    Удар кометы
    Акустические оценки
    Исторический аспект
    Обнаружение угроз
    Критика источников
    Два аргумента
    Катастрофы и шевроны
    Комета и метеороид
    О ночном свечении неба
    Антропный принцип
    Откуда летел метеороид?
 Презентации
    Параметры и угроза
    Источники и критика
 Comet and Meteor Threat
    Two Fragments
    Acoustic Evaluations
    Historical Aspect
    Critique of Sources
    Two Arguments
    Disasters and Chevrons
    Comet and Meteoroid
 Аэродинамика
    Эффективные компоновки
    Теория машущего полета
    Его закономерности
 Термодинамика
    Ракетные двигатели
    Высокочастотные колебания РД
    О выборе схемы СУ
    Сайнерджет
 Динамика полета
    Малая тяга
    Захват объектов
    Характеристическая скорость
 Экономика и надежность
    Цена космоса
    Пассажирские перевозки
    О надежности носителей
 Волны на мелководье
    Наводнение в Крымске
    Новая волна
    Хакенсак
 Эволюция сложных систем
    О пределах развития
    Несистемность
    Классификатор проблем
    Изменение сценария
    Пассионарные толчки
    Флаттер мостов
    Катастрофа на СШ ГЭС
    Падение температуры Земли
 Презентации
    Пионеры космонавтики
    Классификация проблем
    Последствия мощных импактов
    Функциональная архитектура
 Complex Systems Evolution
    Temperature drop
 Происхождение человечества
    О происхождении человека
    Происхождение человечества
    Три прародины человечества
    Семь парадоксов генезиса
    Вторжение в Африку
    Русская равнина
    Линия разграничения
    Зияющие высоты
 Birth of Humanity
    The origin of modern humanity
    Seven paradoxes of genesis
    Invasion to Africa
 Гидроакустическая устойчивость
    Возбуждение автоколебаний
    Сводные данные
    Иерихон на Енисее
    Критерий возбуждения
    Устойчивость ГАЭС
    Область неустойчивости
    Когда взлетают агрегаты?
    Бустинг на Памире
    Группа риска
    Причины и поводы
    О теории
    Угроза избранным
    Бустинг
    О силах на крышке
    Причины и доказательства
    Любит ли бог троицу?
    Бог троицу любит
    Три станции
    Проблемы Нурека
    Проблемы Ташлыка
    Предложения ядерного центра
 Обратная связь
 
 
 
www.spacenews.ru
 
Журнал Новости Космонавтики
 
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Вводное слово: будущее не предопределено

 
Тем, кто будет читать, чтобы строить
А. И. Шаргей (Ю. В. Кондратюк)
         12.03.2024
      В статье «Оценка возможных последствий взрыва системы  Starship над стартовой позицией (Assessing the possible consequences of Starship  explosion above the launch pad)» показано, что при неблагоприятном развитии событий, возникающий и самопроизвольно гаснущий на старте процесс автоколебаний типа "пого", может привести к взрыву системы Starship над стартовой позицией. На основе анализа данных, характеризующих разрушения от ударной волны для пяти известных крупных и очень крупных взрывов, а также информации о разрушениях под действием взрыва гигантской советской ракеты Н1 на космодроме Байконур, были получены оценки энергии этого взрыва, взрыва системы Starship на старте и определены уровни возможных разрушений в ближайших к стартовой позиции населенных пунктах.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         08.02.2024
      Статья «О реализуемости некоторых вариантов «пого» в  свете проблем программы Starship (On the possibility of Pogo options implementation  in the light of Starship program's problems)» рассматривает вопрос о реализуемости тех вариантов «пого», которые встречались в первых двух полетах системы Starship. Показано, что и ранее процессы «пого» возбуждались с гидроакустическими осцилляциями в линии питания двигателей горючим, а также в ракете с двигателями замкнутого цикла как это происходило с системой Starship.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         28.01.2024
      На сайте выложена статья «Феноменологический анализ высокочастотных  автоколебаний жидкостных ракетных двигателей» о научно-технической проблеме, которая привела С. П. Королёва и В. П. Глушко сначала во внутреннюю тюрьму НКВД, а, затем, первого из них на колымский золотой прииск Мальдяк, где он оказался среди выживших только благодаря случайности, при том, что, по сути, он, как конструктор ракет, а не ракетных двигателей, вообще не имел к ней прямого отношения. При этом немецкий инженер-химик доктор Вальтер Тиль, создатель первого «настоящего» большого жидкостного ракетного двигателя, в связи с системно выстроенным процессом его разработки, с этой проблемой даже не столкнулся - прошел мимо, совершенно ее не заметив. Зато, в отличие от С. П. Королёва, перипетии Великой войны привели его к ранней гибели.
      И в дальнейшем, во времена Лунной гонки, и даже после, пожалуй, вплоть до середины 80-х годов XX века, эта проблема временами оказывала решающее значение на то, будет ли создана работоспособная ракетно-космическая система или нет. Но те времена прошли, и можно подвести итоги.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         18.01.2024
      Спустя 6 дней после того, как здесь была выставлена статья, подробно объясняющая причины взрыва первой ступени системы Starship во втором полете, а также спустя 5 дней с момента доступа к выступлению ее главного конструктора И. Маска, где среди прочего он, по существу, впервые попытался объяснить причины взрыва второй ступени и полностью умолчал о причинах взрыва первой ступени, на сайте появилась статья «Механизм взрыва второй ступени системы Starship во  втором полете на финише ее разгона (Explosion mechanism of Starship second stage  during second flight at the end of its acceleration)» В ней неуклюжие попытки компании SpaceX что-то объяснить по второй ступени логически развертываются в цепь событий, в результате прохождения которых и произошел ее взрыв.
      Таким образом, расследование причин основных событий второго полета системы Starship на уровне имеющейся информации завершено. Дальнейшие работы возможны только при поступлении точных и полных данных о конструкции ракетной системы и ее силовой установки, а также о ее полетном задании.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         12.01.2024
  В работе «Механизм взрыва первой ступени системы Starship во время ее возвратного маневра (Mechanism of Starship first stage explosion during its return maneuver)» объясняется, почему бустер Super Heavy B9 неожиданно взорвался при торможении после того, как от него отделилась вторая ступень Ship S25.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         06.01.2024
      В связи с тем, что стала вполне ясна причина взрыва первой ступени системы Starship во втором полете, а также из-за статического теста нового бустера B10, осуществленного всего за за 2 дня до окончания 2023 года и через неделю после первой неудачной попытки, были обновлены статьи «Причина отказов двигателей Super Heavy во время статических тестов (Cause of Super Heavy engines failures during static tests», «Причины аварий обеих ступеней системы Starship во втором полете (Causes of Starship both stages crashes on second flight)» и «Программа Starship: Итоги 2023 года (Starship Program: Results 2023)».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         20.12.2023
      В статье «Программа Starship: Итоги 2023 года (Starship Program: Results 2023)» на двух языках кратко описываются основные события 2023 года в программе Starship, оценивается общее положение дел, показывается беспрецедентная ранее важность анализа автоколебаний типа «пого» для успешности разработки этой ракетной системы, а также указывается на ошибки руководства компании SpaceX в ходе выполнения программы.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         02/05.12.2023
      В работе на основе подходов, описанных в предыдущих статьях о системе Starship, проанализирован ее второй испытательный полет и показано, что потеря второй ступени в самом конце ее активного участка полета была вызвана автоколебательным процессом типа «пого», активированного гидроакустическими осцилляциями в линиях подачи кислорода к двигателям. Объяснено также как введение промежуточного межступенчатого отсека для горячего разделения подавило во втором полете системы Starship тот автоколебательный процесс на ступени B9, который на ступени B7 в первом полете привел к аварии ракеты еще на ее участке разгона. Но, одновременно, данное мероприятие обеспечило возникновение на ступени B9 еще одного потенциально более опасного процесса типа «пого», который на этот раз не успел себя проявить в полной мере.
  Обо всем этом и еще о многом другом можно прочитать в статье «Причины аварий обеих ступеней системы Starship во втором полете (Causes of Starship both stages crashes on second flight)».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         25.11.2023
      Были получены новые данные о возникновении реальных колебаний при работе двигателей первой ступени ракеты Saturn V на земле, и, в связи с этим, написана новая версия работы о наземных статических тестах первой ступени системы Starship, название которой также немного изменилось вследствие возникновения у автора полной уверенности в полученных результатах и выводах. Статья стала называться: «Причина отказов двигателей Super Heavy во время статических тестов» без использования в названии слова «Вероятная», см. «Наземные тесты двигателей (Ground engines tests)».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         18.11.2023
      Сегодня, 18 ноября 2023 года компания СпейсХ показала великолепное зрелище. Насколько я помню, никогда ранее не происходило двух раздельных взрывов ступеней ракеты при одном старте. Да и с автоколебаниями типа «пого» на разгонном участке траектории первой ступени они справились. Похоже, помогла вставка для горячего разделения ступеней, изменившая собственную частоту колебаний корпуса Старшипа в сборке. Не зря она была так лихорадочно введена, вроде бы, в самый неподходящий момент. И при августовских статических тестах двигатели вылетали на раз. Во втором полете, когда ступени разделились и оказались почти пустыми, автоколебания, похоже, снова неожиданно для СпейсХ возникли в полной своей красе. Такова моя версия того, что произошло сегодня - частоты процессов как будто бы вполне допускают это. Но, точнее ничего сказать нельзя без тех конструктивных данных, которые известны только компании СпейсХ.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         08.11.2023
      Число отказов двигателей Raptor-2 при наземных статических тестах первой ступени Super Heavy ракетной системы Starship слишком велико для агрегатов перед этим проверяемых и отрабатываемых на испытательных стендах. Поэтому выдвинуто предположение о том, что существует причина такого положения дел, и эта причина - та же самая, что привела к аварии Starship в первом полете. Этот вопрос и рассматривается в статье «Наземные тесты двигателей (Ground engines tests)».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         20.10.2023
      Второй испытательный полет ракетно-космической системы Starship продолжает откладываться, хотя со времени первого полета, завершившегося ее подрывом и разрушением в воздухе, прошло уже 6 месяцев. Между прочим, это уже больший срок, чем тот, который 54 года назад прошел между первым и вторым аварийными пусками советской лунной ракеты Н1 - тогда временной интервал составил, примерно, 4.5 месяца. А ведь некоторые черты этих объектов, и методы их разработки во многих отношениях являются довольно близкими. Правда, пожалуй, система Starship и ее стартовая позиция еще в большей степени, чем советская лунная ракета и ее наземное окружение, создаются методом проб и ошибок.
      При этом надо отметить, что прямая демонстрация полетов изделий компании SpaceX, в том числе и ракеты Starship - это значительное продвижение в политике открытости, которая хотя бы отчасти может способствовать решению проблем, возникающих при таком подходе к проектированию и разработкам. Например, видеострим о запуске системы Starship 20 апреля 2023 года позволил сразу же обнаружить то, что она в течение всего времени своего относительно управляемого полета испытывала резкие колебания ускорения, выражавшиеся в виде сильных двойных забросов продольного ускорения сначала вниз, а затем вверх, что, в итоге, и вызвало ее аварию.
      Этот процесс, как будто бы, не привлек внимания ни разработчиков системы, ни миллионов сторонних наблюдателей. Произошло это, видимо, по двум причинам: во-первых, поколение времен преклонения перед искусственным интеллектом уже успело забыть, среди всего прочего, и о головной боли ракетчиков их «золотого века» - о так называемых автоколебаниях типа «пого», а во-вторых, внешние проявления наблюдавшегося процесса совершенно не соответствовали тому, что происходило раньше при продольных колебаниях ракет. Однако, автору этого текста в короткое время удалось построить теорию, разъясняющую, что случилось с системой Starship, и верифицировать разработку по данным, полученным когда-то на американской лунной ракете Saturn V, у которой тоже внезапно случались «приступы пого». Все это описано в статье «Причина аварии системы Starship в первом полете (Cause of Starship crash on first flight)», представляющей собой краткий вариант изложения полученных результатов. Имея эту теорию, достаточно легко устранить нежелательный паразитный процесс, который привел к аварии системы Starship, и перейти к решению проблем, которые возникнут на последующих этапах ее полета.
      Можно отметить, что вечером 5 октября английская версия этой работы была отправлена в известный электронный архив ArXiv.org, и 9 октября в 00:00:00 GMT она должна была там появиться (scheduled to be announced). Но, незадолго до этого срока ее статус в системе был неожиданно изменен - она стала «задержанной» (on hold), и на все запросы к модерации: «Почему это произошло?» с маниакальностью автомата неоднократно следовали ответы: «Проявите терпение, обратите внимание, что мы небольшая команда из США, работающая с понедельника по пятницу». И далее: «Ваша заявка в настоящее время приостановлена в ожидании решения наших модераторов-добровольцев. Статус «Задержано» означает, что нашим модераторам требуется дополнительное время для рассмотрения вашей статьи. Мы напомнили нашим модераторам, что необходимо принять решение относительно вашей заявки». Но никакие напоминания, если они вообще были, ничего там не меняют в течение уже двух недель.
      А ведь даже апелляции на отклоненные статьи должны быть рассмотрены в ArXiv.org за такой срок. Но у «моих модераторов» словно возник какой-то странный ступор - они то ли не могут ни на что решиться, кого-то боясь (неужели Илона Маска? :)), то ли ищут и никак не могут найти предлог для отклонения статьи, чтобы избавится от этого наваждения, то ли вообще играют в свою игру, не описанную внутренним регламентом архива и никому не понятную во внешнем мире. В связи с этим, я и решил выложить здесь обе версии этой статьи, не дожидаясь, когда эта странная трагикомедия в ArXiv.org закончится. Похоже, что ее можно назвать так же, как и известный фильм менее чем двухлетней давности о чем-то схожей истории - Don't look up (Не смотрите наверх).
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         04.10.2022
      Сейчас, в период стремительной эскалации хаоса, одной из последних нравственных опор личности является уважение к своим предкам и понимание того, что и какой ценой они смогли когда-то преодолеть. Поэтому, до сих пор продолжаю развитие цикла статей о возникновении, борьбе за жизнь и популяционном успехе наших древних прямых предков - Homo sapiens sapiens. Сделан перевод на английский одной из важных статей этого цикла - о Европейской катастрофе и о вторжении евразийских сапиенсов в Африку - «Impossible Kostenki and two African mysteries within the framework of the traditional paradigm». После этого на английском языке возник корпус статей, достаточный для понимания основных положений концепции возникновения современного человечества и его развития, и ознакомления с 10 ключевыми проблемами - парадоксами, не имевшими решения в ее традиционном варианте с прямым «выходом сапиенсов из Африки», которые в предложенной концепции являются ее естественными следствиями.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         16.06.2022
      На сайте представлена работа «Восхождение современного человечества к зияющим высотам науки», в которой описано как некоторые представители «палеоистеблишмента» встретили серию работ о возникновении современного человека (см. раздел «Происхождение человечества» данного сайта). Не имея возможности ни в чем возразить по существу, они делают все, чтобы замолчать то, что с ними связано. И, как оказалось, подобное поведение было прекрасно описано и проанализировано в постапокалиптическом рассказе Вячеслава Рыбакова «Носитель культуры» более чем тридцатилетней давности - они полагают, что таким способом они смогут продлить свое хотя бы условное благополучие пусть даже на обломках уходящего мира. Пожалуй, это еще одно свидетельство приближения нашей цивилизации к точке бифуркации, за которой прежней жизни уже не будет.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         08.03.2022
      Трещит пламя свечи. Дрожит и сужается маленький круг света. Сгущается тьма. Во тьме шевелятся демоны.
      К. Саган
      Сейчас, когда тьма стремительно наплывает, намереваясь поглотить все вокруг, когда современное человечество теряет право смотреть на себя без отвращения, большинству, видимо, покажется странным обращаться мыслью к прошлому, к тем временам, когда предки в борьбе с другими человеческими видами, пройдя через две глобальные катастрофы и пережив тяжелейший ледниковый период, утвердили себя на этой Земле.
      Однако, на первой странице этого сайта в качестве эпиграфа можно видеть название рукописи недавнего гимназиста и отставного прапорщика Первой мировой войны Александра Шаргея, написанной чуть более века назад в раздираемом различными политическими и военными силами Киеве. Что там тогда можно было строить? И кто и что там читал кроме прокламаций и приказов все время меняющихся властей? Однако, через 10 лет этот человек, перевоплотившись в Юрия Кондратюка, на основе этой рукописи написал и издал скромную брошюру под названием «Завоевание межпланетных пространств», на которую никто не обратил внимания. А еще через 13 лет он 23 февраля 1942 года сгинул «в белоснежных полях» под Орлом. Но, так случилось, что ровно через 50 лет после написания этой рукописи первый полет на Луну (как и все последующие) происходил по описанной там им схеме, хотя Джон Хуболт, изложивший ее в критический момент американской лунной программы, вначале был осмеян ее руководителями.
      Конечно, тогда человечество еще не миновало точку перегиба на кривой, описывающей его развитие (где вторая производная, характеризующая ускорение, меняет знак), а сейчас эта точка уже позади. Даже если мы и пройдем через нынешний кризис, в среднесрочном будущем не следует больше ожидать «неба в алмазах», тем более над «ледяной пустыней, по которой ходит лихой человек». И, все же, «Fac officium, Deus providebit». Поэтому, выкладываю на сайте 4 статьи на русском языке и 1 на английском, в которых в рамках обнародованной ранее концепции возникновения современного человечества, отрабатываются различные ее аспекты.
      В первой работе «Семь парадоксов генезиса современного человечества в рамках традиционной парадигмы» разрешается 7 неразрешимых в рамках современной парадигмы парадоксов развития современного человечества. Во второй - «Невозможные Костёнки и две африканские загадки в рамках традиционной парадигмы», аналогичному препарированию подвергаются еще 3 новомодных заблуждения антропологов, археологов и палеогенетиков.
      В работе «О путях первоначального расселения сапиенсов по Русской равнине и северо-западу Азии» с системной точки зрения описывается появления сапиенсов в Восточной Европе. В статье «О линии разграничения северян и силанган в Восточной Азии» сделана первая попытка рассмотреть проблемы заселения востока Азии - по-видимому, наиболее «темного» региона Земли с точки зрения генезиса человечества. И, наконец, работа «Seven paradoxes of modern humanity genesis in the framework of traditional paradigm» - это англоязычный вариант первой из пяти вновь предложенных работ.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         30.07.2021
      В конце июля в американском научном журнале журнала «South Florida Journal of Development» была опубликована журнальная (сильно сокращенная) версия работы «Великая война и три прародины современных людей», см. «SFJD paper 595». Выкладываю ее на сайт в собственной стандартной редакции как на английском - «Origin of modern humanity in the light of system analysis», так и на русском языках - «Происхождение современного человечества в свете системного анализа».
      Кроме прочего, произошел довольно интересный казус. За день до выхода моей статьи в американском журнале я прочитал свежую статью в журнале «Nature» о Денисовой пещере на Алтае, см. «Pleistocene sediment DNA reveals hominin and faunal turnovers at Denisova Cave». Это - одна из 88 точек, системно анализировавшихся в работе «Великая война...». Одним из важнейших достижений статьи в «Nature» было то, что с помощью новейшего метода датировки по следам генетического материала, рассеянного в почве (кости заметных размеров уже не являются необходимыми), в этой пещере впервые удалось найти генетические следы пребывания там Homo sapiens sapiens (раньше находили только каменные инструменты, им приписываемые). И самый древний генетический материал датируется временем 47 ± 8 тысяч лет назад. После этого я посмотрел, что у меня имеется по этой пещере в той работе. И в таблице 4 написано - наиболее вероятное время появления сапиенсов в Денисовой пещере (из системной логистики) - 47 тысяч лет назад.
      Так что системный анализ легко и просто дает результаты, которые достигаются иными методами за счет очень больших усилий. Хотя, перекрестная проверка результатов всегда дорогого стоит.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         12.07.2021
      Статью «Классификация - способ выявления системных проблем» с VI Международной конференции «Актуальные проблемы системной и программной инженерии» (АПСПИ 2019) редакцией американского журнала «South Florida Journal of Development», базирующегося в Майями (штат Флорида), было предложено опубликовать в нем в виде англоязычной версии, что и было недавно сделано, см. «Classification is the Method of System Problems Detection»
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         18.03.2021
      Вследствие изучения и анализа сравнительно малоизвестной археологической информации о плейстоценовых стоянках на островах Юго-Восточной Азии, а также учета мнения академика Деревянко о том, что Юго-Восточная Азия являлась одним из регионов, где возник современный человек, была выявлена еще одна, третья его прародина - филиппинский остров Лусон. В результате, новая, уточненная версия статьи о возникновение современного человечества стала называться «Великая война и три прародины современных людей». В этом варианте процесс развития современного человечества стал полностью согласоваться с расовыми и палеогенетическими данными.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         20.01.2021
      Я выложил на сайт большую по объему работу «Великая война и две прародины современных людей»*. Но и процесс, который в ней рассматривается - возникновение современного человечества и становление его в качестве единственного представителя вида людей с подавлением всех иных видов гомининов занял немалое время - около 100 тысяч лет. Описано, как наши предки, выйдя из Африки около 130 тысяч лет назад в результате вулканической катастрофы оказались на грани вымирания, но выжили в двух местах планеты - в предгорьях Памира и на тропическом острове Тимор, как в короткой по тем временам тотальной войне победили своих извечных соперников - неандертальцев, вытеснили другие виды людей, вынесли еще одну катастрофу в Европе и, вторгшись в Африку, стали там основным ее населением. Все это доказывается на основе как имеющихся уже давно, так и полученных буквально в последние год - два археологических, антропологических, палеогенетических, палеоклиматических, геологических и других данных.
      Описанная картина мира позднего плейстоцена отвечает практически на все вопросы о происхождении и путях расселения современных людей и снимает все противоречия и проблемы, возникающие при изучении того времени, которые сейчас имеются в антропологии и археологии.
      * - см. сообщение от 18.03.2021.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         28.12.2020
      Удивительные события происходят сейчас в современной России. Оказывается, именно в тот день, когда я, в рамках глобального исследования о том, как наши предки выиграли конкуренцию с другими видами людей, приступил к изучению деталей их завершающего победного похода в Африку, в городе энергетиков-атомщиков Нововоронеж открыли памятник Алёнке, взорвавший Интернет, см. - «Нововоронежская Алёнка». Если вы спросите: «Ну и что?», я отвечу: «Этот поход на юг начался 39.5 тысяч лет назад после одного катастрофического события в Европе от знаменитого, но невозможного для тех времен комплекса палеолитических стоянок Костёнки, от южных границ которого до Алёновского ручья в Нововоронеже всего 6 (шесть!) километров». Так что скульптура Нововоронежской Алёнки - это памятник праматери практически всех африканцев. И части африканок, тех, что пришли туда вместе со своими мужчинами. А ведь какими прекрасными бывают подобные лица, не изуродованные руками неумелых ремесленников, см. - «Африканская Алёнка»! Но в чем-то они оказались глубоко правыми.
      Эх, зря его снесли. Ведь внутреннему зрению не ведавших истины людей открылось что-то глубинное, я бы даже сказал, нечто хтоническое. Подкорковые центры сработали? Так ведь и перед падением Трои Кассандра тоже получила дар пророчества...
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         22.09.2020
      Двенадцать лет назад была создана элементарная теория машущего полета (см. «Элементарную теорию машущего полета»), на основании которой был сделан вывод о том, что крупнейшие современные птицы имеют предельные размеры и массу для существ, способных летать, и что человек не может совершать машущий полет, используя только свою мускульную силу. Однако за прошедшее время были найдены останки древних миоценовых птиц, масса которых, по мнению некоторых палеонтологов, могла быть сопоставима с массой современного человека. И, тем не менее, летать они могли. Поэтому была написана работа, в которой были проведены оценки энергозатрат, необходимых для машущего полета, энергетических возможностей человека, массы этих древних птиц, и вдвинута гипотеза о причинах того, что эти птицы-гиганты летали в миоцене. Было также показано, что их способность к полету никак не может повлиять на вывод о невозможности машущего полета человека - см. статью «Общие закономерности машущего полета».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         02.02.2020
      На XLIV Королёвских чтениях по космонавтике на секции 9 «Космонавтика и устойчивое развитие общества» 29.01.2020 (см. «Программу чтений» на с. 44) мною было сделано 2 доклада: «Оценки глобальных последствий мощных импакт-событий» и «Пассионарные толчки и пионеры космонавтики». Желающие могут ознакомиться с ними на сайте.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         07.01.2020
      В связи с тем, что количество статей и презентаций на сайте достигло 80 и оказалось значительно больше того числа, которое виделось при его создании, проведена реорганизация структуры сайта. Возникшие за это время 11 тематических групп на русском языке (и еще 2 на английском) объединены в 5 разделов, и только в пределах этих разделов статьи оказались связанными между собой прямыми ссылками-переходами. Для того, чтобы перейти из одного раздела в другой, надо использовать «Главную страницу» сайта или страницу «Обратная связь». Представляется, что это поможет лучше ориентироваться среди представленных материалов.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         06.01.2020
      С 12 по 14 ноября 2019 года в Москве проходила VI Международная конференция «Актуальные проблемы системной и программной инженерии» (АПСПИ 2019) (Actual Problems of System and Software Engineering (APSSE 2019)). Выступил на ней с двумя докладами: «Классификация - способ выявления системных проблем» и «Применение функционального анализа при проектировании самолета и его систем». Презентации этих выступлений имеются на странице сайта конференции «Презентации АПСПИ 2019» (см. paper_95.ppsx и paper_97.ppsx). Первая из них мало отличается от выставленной здесь в разделе «Эволюция сложных систем» презентации «Классификация проблем», а вторая сегодня появилась на сайте, см. - «Функциональная архитектура»
      По результатам конференции вышло 3 статьи (2 из них с соавторами): одна - в сборнике трудов конференции - «Классификация - способ выявления системных проблем», и две - в цифровой библиотеке Института инженеров электротехники и электроники IEEE Xplore: «Methodology of Functional Architecture Assembly of Complex Systems on Airliner Example» и «Requirements Engineering Practice in Russian Aviation Industry». Эти статьи не выставляются на этом сайте, так как имеют достаточно узкопрофессиональную направленность, но доклад и презентация, связанные с первой из них в последний момент перед выступлением были расширены, и поэтому презентация «Функциональная архитектура» может быть интересна большему кругу интересантов как материал для гораздо более широких обобщений.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         04.11.2019
      Статья «Где и когда возник современный человек?» опубликована в журнале «Вестник Академии ДНК-генеалогии», vol. 12, No. 11, 2019, p. 1969 - 1983.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         12.10.2019
      Чем системный подход может помочь решению проблемы возникновения современного человека? Ответ на этот вопрос можно найти в статье «Где и когда возник современный человек?»
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         20.09.2019
      Третья статья из «Тунгусской серии» под названием «О направлении полета и наклоне траектории Тунгусского метеороида». В ней на основе системного подхода определяется направление движения этого метеороида по объективным и перекрестно верифицируемым данным.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         12.09.2019
      Еще одна небольшая работа: «Тунгусское событие и слабый антропный принцип». В ней выдвигается объяснение возможности реализации весьма маловероятного варианта аномального свечения неба после взрыва Тунгусского метеороида по аналогии со слабым антропным принципом.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         12.09.2019
      Предлагается работа «О ночном свечении неба после Тунгусского события», в которой описывается модель аномального ночного свечения неба над территориями России и Западной Европы после воздушного взрыва Тунгусского метеороида, опирающаяся на рассматриваемые с системной точки зрения давно установленные наукой факты и закономерности, но то ли неизвестные, то ли игнорировавшиеся в силу особенностей мышления теми, кто ранее занимался этим вопросом. Применение этой модели к событиям конца июня - начала июля 1908 года объясняет все наблюдавшиеся тогда световые явления и разрешает все парадоксы и загадки, которые были связаны с ними и которые в течение 110 лет считались неразрешимыми.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         24.05.2019
      В развитие недавно размещенной здесь статьи о причинах кризиса в мировой современной науке рассматривается вопрос о том, как в обществе происходят пассионарные толчки - разрывы непрерывности в эволюции социально значимых структурных человеческих групп. Именно они приводят к принципиальным изменениям, происходящим в человеческом обществе. Эта статья называется «Феноменология пассионарных толчков».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         15.04.2019
      Длительные наблюдения над некоторыми движениями научной мысли, а также и прямое в них участие, не оставили никаких сомнений, что все те, кто пишет о кризисе современной науки, правы. Различные объяснения такого состояния, в основном, социологического характера, безусловно, отражают какие-то грани этого процесса. Однако, меня никогда не оставляла мысль, что причины кризиса науки глубже, чем просто тривиальное разложение современного общества. Во многих отношениях общества прошлого были не лучше, а то и хуже современного. Однако наука возникла когда-то в прошлом и не без откатов, но, развивалась. А сейчас как будто бы сломался тот механизм, который подталкивал развитие этого автокаталитического процесса, то есть, потеряна какая-то важная положительная обратная связь на интерфейсе науки и общества - как будто бы произошел слом архетипов, на которые опирались ученые прошлого.
      В качестве результата этих размышлений и накопившегося опыта в теории систем и системной инженерии представляю статью «Интерфейс между наукой и культурой: изменение сценария». В ней не только высказывается некая концепция процесса, происходящего в науке, но и представлено несколько эмпирических примеров, которые можно рассматривать как ее подтверждение. Так что и эта работа продолжает линию соединения теории и практики, которая неуклонно проводилась ранее и проводится сейчас на этом сайте.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         15.09.2018
      На сайте в разделе «Эволюция сложных систем» представлена статья «Общий классификатор системных проблем», в которой на основе системных принципов построен верхний уровень такого классификатора. Эта статья, разделенная по требованию редактора, опубликована в двух частях в томе 6, N 4 за 2018 год Российского технологического журнала: «Общий классификатор системных проблем I и II». Содержание этой работы было изложено 21 апреля 2018 года на IX Рабочей встрече INCOSE RUS. Доклад сопровождался презентацией, также представленной в том же разделе сайта: «Классификация проблем».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         11.03.2018
      У автора несколько увеличился интерес к общесистемным проблемам. В связи с этим была написана статья «Несистемность - источник критических проблем при проектировании сложных систем».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         25.08.2016
      «И все-таки она вертится!» ©
      Летом 2016 года в Инженерном журнале: наука и инновации (Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана) вышли 2 ключевые статьи по Челябинскому и Тунгусскому метеороидам: «Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов и переоценка степени кометно-метеоритной угрозы» и «Челябинский метеороид: критика источников и обоснование выводов».
      Эти статьи с точностью до некоторых формальных редакторских правок полностью соответствуют двум давно вывешенным на этом сайте статьям «Новый расчет» и «Критика источников», за исключением того, что по тактическим соображениям первая статья была дополнена некоторыми общими рассуждениями о вероятности космических угроз, которые здесь были представлены в более поздней презентации «Параметры и угроза». Таким образом, точка зрения автора на события, связанные со входом этих небесных тел в атмосферу Земли, получила формальную легитимизацию. После этого все, у кого собственное мнение заменено мнением внешних авторитетов, даже если оно пристрастно и/или ложно, потеряли свой основной и единственный аргумент, на который они были способны: «Это не признано, не прошло рецензирование, значит, это ложно».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         25.03.2016
      На сайте выложен английский вариант статьи «Drop in the Earth's temperature after catastrophic volcanic eruptions and impacts».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         15.03.2016
      Статьи на английском: «Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Meteoroids», «Comet and Meteor Threat: Historical Aspect», «Chelyabinsk Meteoroid: Critique of Sources and Proving of Conclusions», «67P/Churyumov-Gerasimenko Comet and Chelyabinsk Meteoroid: Collation of some Characteristics of their Substance» доведены до уровня аналогичных статей на русском языке.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         10.02.2016
      Опубликованы уточненные данные по объему и средней плотности ядра кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Они позволяют утверждать, что эта плотность и средняя плотность Челябинского метеороида совершенно совпадают, что является еще одним доказательством его кометного происхождения, см. новую редакцию статьи «Сопоставление некоторых характеристик вещества кометы 67P/Чурюмова-Герасименко и Челябинского метеороида».
      Полученная в январе этого года зависимость между энергией взрыва при импакте и снижением глобальной температуры Земли позволила однозначно вычислить параметры Метеороида Потопа, падение которого в Аравийское море привело к Библейскому потопу, см. новую версию статьи «Кометно-метеоритная угроза: исторический аспект».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         30.01.2016
      На XL Королёвских чтениях мною было сделано 2 доклада: «Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов и переоценка степени метеоритной угрозы» и «Челябинский метеороид: критика источников и обоснование выводов». Насколько я смог заметить, после завершения заседания только их презентации активно скачивались участниками этого мероприятия. Поэтому было принято решение выставить эти презентации здесь - все-таки, они гораздо проще статей. Анализ рецензий, а также подготовка к выступлениям привели к уточнению некоторых формулировок соответствующих статей: «Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов и характеристики их взрывов» и «Челябинский метеороид: критика источников и обоснование выводов», незначительно обновленные версии которых также представлены на сайте.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         22.01.2016
      Интерес к взрывам и падениям очень крупных метеороидов и их влиянию на климат Земли привел к появлению новой статьи - «Падение температуры Земли при катастрофических извержениях вулканов и импактах». Она написана совместно с Егором Цимериновым, который является, по-видимому, одним из немногих пользователей в России климатической программы EdGCM, ставшей важнейшим инструментом данной работы.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         14.12.2015
      Некоторым сюрпризом для автора оказалось то, что статья о Ташлыкской ГАЭС, несмотря на то, что в ней довольно критически анализируется история эксплуатации гидрооборудования на этой станции, вышла в N 3 - 4 журнала «Гидроэнергетика Украины» за 2015 год. Это означает, что «Укрэнерго» в отличие от «РусГидро» не скрывает проблемы, возникающие на гидроэлектростанциях своей страны. Теперь на сайте выставлен опубликованный вариант этой работы - см. «Некоторые замечания о проблемах Ташлыкской ГАЭС».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         24.09.2015
      На сайт добавлен англоязычный вариант статьи о шевронных дюнах - «Space Disasters and Chevron Dunes». Можно также упомянуть, что англоязычный вариант статьи из журнала «Ученые записки ЦАГИ» - «Interference Concept of Aerodynamic Design of Effective Hypersonic Configurations» опубликован в TsAGI Science Journal.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         15.04.2015
      Снова стала доступной к чтению исходная англоязычная версия статьи «Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Meteoroids» - финальный вариант исследования характеристик Челябинского и Тунгусского метеороидов. Англоязычная версия статьи о предшественниках этих объектов - «Comet and Meteor Threat: Historical Aspect» доведена до состояния русскоязычной версии. Статья о сравнении кометы 67P/C-G и Челябинского метеороида также дана на английском языке - «67P/Churyumov-Gerasimenko Comet and Chelyabinsk Meteoroid: Collation of some Characteristics of their Substance».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         30.03.2015
      Самый большой раздел статьи «Кометно-метеоритная угроза: исторический аспект» о «Всемирном» потопе несколько сокращен и оптимизирован для уменьшения немалого размера этой работы.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         15.03.2015
      Представлена новая редакция статьи «Кометно-метеоритная угроза: исторический аспект», где даны несколько иные характеристики вариантов Метеороида Потопа. Это связано с тем, что по зрелому размышлению стало понятно, что сдвиг звездного времени относительно солнечного времени из-за прецессии земной оси приводит в прошлом к смещению дат контакта метеороидов с Землей «вперед» по солнечному времени, то есть на более ранние периоды.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
       16.02.2015
      Ко второй годовщине взрыва Челябинского метеороида удалось существенно продвинуться в расследовании так называемого «Всемирного потопа». Было определено место падения «старшего брата» Челябинского метеороида в Аравийском море и с точностью до нескольких дней и нескольких часов - время его падения. Кроме того, в дополнение к единственному ранее известному материальному свидетельству потопа - слою осадочных отложений в Нижней Месопотамии, были найдены еще 3 (!) таких свидетельства произошедшего события - см. статью «Кометно-метеоритная угроза: исторический аспект». После этого расчет параметров этого древнего обломка кометы оказался почти что чисто техническим. Но прежде, пришлось разобраться с характеристиками так называемых шевронных дюн, возникшим на берегах морей и океанов под действием мощных цунами, - см. статью «Космические катастрофы и шевронные дюны».
      Кроме того, появились первые журнальные публикации по результатам исследований по программе Розетта, в одной из которых, наконец, была устранена ошибка, отмеченная автором в предыдущей версии статьи о комете 67P/Чурюмова-Герасименко, и эти верифицированные данные были использованы для окончательного определения средней плотности ядра кометы. Вдобавок, появились ранее неизвестные фотографии поверхности обломка Челябинского метеороида, одна из которых была представлена в новой версии статьи о сравнении кометы и метеороида, - см. «Сопоставление некоторых характеристик вещества кометы 67P/Чурюмова-Герасименко и Челябинского метеороида».
      В четвертом номере за этот год журнала «Гидроэнергетика Украины» была опубликована статья о проблемах с работой гидроагрегатов Ташлыкской ГАЭС. Они, как пишут сами авторы этой статьи, связаны с помпажом насос-турбин станции на насосном режиме. Соображения, возникшие при прочтении этого материала, были изложены в небольшой заметке - см. «Некоторые замечания о проблемах Ташлыкской ГАЭС».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
       05.01.2015
      Вследствие того, что было выявлено и проанализировано достаточно большое число инцидентов на гидро- и гидроаккумулирующих станциях, вызванных гидроакустической неустойчивостью, а также из-за того, что часть результатов этого анализа еще нигде не была опубликована, написана небольшая по объему статья, где все эти случаи перечислены в хронологическом порядке, и для них даны краткие описания как их самих, так и их гидроакустических характеристик - см. статью «Сводные данные по выявленным гидроакустическим инцидентам». При таком общем взгляде на весь этот особый мир неустойчивости потоков жидкости открывается, как мне представляется, довольно поучительная картина.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         22.12.2014
      Доработана статья «Сопоставление некоторых характеристик вещества кометы 67P/Чурюмова-Герасименко и Челябинского метеороида». Статья сокращена за счет удаления информации, не относящейся непосредственно к теме работы, уточнены данные об объеме ядра кометы, а также оставлены изображения кометы только из первичных источников с сайта Европейского космического агентства.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
           04.12.2014
      Вариант статьи «Интерференционная концепция аэродинамического проектирования гиперзвуковых компоновок», отличающийся от выставленного на сайте 11.5 лет назад варианта только введением, где кратко описывается, что происходит в гиперзвукой области сейчас, в сентябре 2014 года вышел в N 4 журнала «Ученые записки ЦАГИ». Сейчас этот номер журнала переводится на английский язык, и, думаю, что после выхода в свет англоязычного варианта его можно будет разместить и на этом сайте.
      В ноябре 2014 в журнале «Гидроэнергетика Украины» вышла статья «Гидроакустическая теория и проблемы Нурекской ГЭС». В ней вся история более чем сорокалетней эксплуатации одной из самых высоконапорных плотинных гидроэлектростанций мира описывается в преломлении через положения гидроакустической теории. В статье показано, что почти все странные и нелогичные на первый взгляд события и происшествия, которые происходили на этой неординарной станции, объясняются балансированием ее гидроагрегатов на грани гидроакустической неустойчивости. Один раз в 1983 году эта грань была пройдена, и можно ожидать, что несчастье может повториться. Те, кого эта статья не сможет убедить в правильности гидроакустической теории, должны прекратить изображать из себя интеллектуала в любой, даже самой малой степени, и честно признать отсутствие взаимосвязи видений в их мозговых центрах с реальностью. Впрочем, вследствие этого разрыва между реальностью и их мозгами, они естественно, сделать этого не смогут.
    Также на сайте выведена из тени еще одна гидроакустическая статья, написанная в ноябре 2010 года, краткий вариант которой («О расчетах гидроакустической устойчивости Яли, Тери и Ирганайской гидроэлектростанций») был опубликован в N 4 за 2011 год журнала «Гидротехническое строительство». Название ее полного варианта - «Три станции: новые проблемы гидроакустики и их решения», и на него имеется ссылка в описанной выше работе. Эта статья уже достаточно давно была на сайте, но не упоминалась в общих списках ссылок. Теперь она стала доступной всем.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         18.11.2014
      Статья о комете Чурюмова-Герасименко и Челябинском метеороиде дополнена новой информацией. Статья о параметрах Челябинского и Тунгусского обновлена - в противовес времени зимний вариант заменен на летний - см. статью «Уточненные параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов и характеристики их взрывов». Все числа там совершенно те же самые, что и раньше, но расширен комментирующий результаты текст.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         17.11.2014
      Ну, вот опять возникло желание вмешаться в обсуждение весьма знаменательного события - первой в истории посадки европейского космического зонда на поверхность кометы. Хорошо, что это была не катастрофа, как обычно водится в нашем пока еще богоспасаемом отечестве. Однако, смуту в ограниченные стандартным образованием умы эта посадка Филы внесла изрядную. Похоже, с поверхности кометы было получено не слишком много информации, и я вношу предложение как это исправить здесь и сейчас - см. статью «Сопоставление некоторых характеристик вещества кометы 67P/Чурюмова-Герасименко и Челябинского метеороида».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         15.08.2014
      Был написан еще один вариант статьи о расчетах характеристик двух метеороидов - «Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Meteoroids». Так что теперь при изучении данного вопроса вместо двух прежних статей достаточно ознакомиться с одной. Поэтому их англоязычные варианты с целью оптимизации усилий читателя сняты с сайта, тем более что обе эти статьи при желании можно прочитать в Arxiv.org. Но в русскоязычном варианте эти статьи сохранены для закрепления приоритета автора. На сайте размещена также статья «What was the Chelyabinsk Meteoroid really?».
    Статья «Refined Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Meteoroids and their Explosion Modes» стала доступна для комментирования, обсуждения и экспертных оценок - Refined Parameters - ScienceOpen.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         20.07.2014
      В течение весны и начала лета 2014 года на русском языке была написана статья «Каким был Челябинский метеороид на самом деле?», в которой в простейшей и наглядной форме показано, что он не мог быть таким, каким его представляет большинство тех, кто писал о нем в научных и околонаучных публикациях.
    Кроме того, были созданы англоязычные варианты статьи об уточненных расчетах характеристик Челябинского метеороида «Refined Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Meteoroids and their Explosion Modes», статьи «Chelyabinsk Meteoroid: Critique of Sources and Proving of Conclusions», сопоставляющей результаты наблюдений с расчетной и мифологической версиями характеристик этого метеороида, и статьи «Comet and Meteor Threat: Historical Aspect», в которой в глубинах истории ищутся свидетельства существования группировок кометных обломков, ранее названных семействами Орла и Тунгуса. Все они представлены в первом англоязычном разделе сайта «Comet and Meteor Threat». Кроме того, там же приводится последний вариант статьи «Acoustic Methods for Evaluation of High Energy Explosions». Она, также как и статьи «Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Objects and their Explosion Modes» и «Refined Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Meteoroids and their Explosion Modes», имеется и на ArXive.org - смотри «Acoustic Methods...».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         24.02.2014
  Оценки параметров Дублинской «огненной стрелы» и Метеороида Потопа из статьи «Кометно-метеоритная  угроза: исторический аспект» приведены в соответствие с уточненными данными Челябинского метеороида.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         20.02.2014
      Так случилось, что в день выхода первой версии статьи «Челябинский метеороид: критика источников и обоснование выводов» на Челябинском телевидении был продемонстрирован видеоролик, напомнивший еще об одном явлении, сильно влияющем на оценки интенсивности очень ярких вспышек света. Поэтому раздел III «Яркость вспышки Челябинского метеороида» этой статьи был серьезно доработан.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         14.02.2014
      В преддверии годовщины падения Челябинского метеороида на сайте появилась статья, некоторым образом подводящая итоги усилий «метеоритного сообщества» по этому объекту за прошедший срок - «Челябинский метеороид: критика источников и обоснование выводов». Добыча информации о приближающихся к Земле небесных телах демонстрирует блеск этого сообщества, наблюдаемый всеми, а ее анализ - нищету, видимую лишь немногим. Название романа Бальзака, надо полагать, вспомнилось не зря - ассоциации между ним и последней статьей вряд ли более далеки, чем они есть между волнолетом с мостообразным скачком уплотнения и долиной реки Шумилихи на Новой Земле, что упоминаются в статье.
   Кроме того, как мне сообщили 2 дня назад, статья «Acoustic Methods for Evaluation of High Energy Explosions» была размешена в сети ScienceOpen для комментирования, обсуждения и экспертных оценок. Она доступна по адресу Acoustic Methods - ScienceOpen. Правда, на русском языке уже существует более продвинутый ее вариант, поэтому придется обновить ее и на английском языке.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
        26.01.2014
       В последних научных публикациях появились, наконец, достаточно достоверные и сравнительно подробные данные о параметрах траектории Челябинского метеороида и о явлениях, сопутствовавших его пролету и взрыву, что позволило провести новые расчеты и написать статью «Уточненные параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов и характеристики их взрывов». Одновременно, в связи с этими новыми данными, была написана и новая версия статьи «Акустические способы оценки энергии мощных взрывов». Согласование результатов по Челябинскому метеороиду, полученных принципиально различными методами, теперь оказалось таким, что даже несколько изумило того, кто их получил.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         18.12.2013
       Как известно, с конца лета 2013 года в хакасском городе Саяногорске идет суд по делу о так называемой «аварии» на Саяно-Шушенской ГЭС. Пять дней назад, 13 декабря один из 7 подсудимых, Андрей Митрофанов, на момент катастрофы - главный инженер станции, во время заседания суда заявил, что следствие рассмотрело не все версии случившейся катастрофы и что подобные аварии могут повториться как на Саяно-Шушенской ГЭС, так и на других гидроэлектростанциях. Именно это утверждалось автором раздела «Гидроакустическая устойчивость» данного сайта с весны 2010 года, именно об этом свидетельствуют все 17 статей этого раздела. И, наконец, один из топ-менеджеров компании «РусГидро» рискнул сказать это открыто и публично, спасая свою репутацию и себя лично.
   Бывают «странные сближения судеб» - в те же дни в Киеве, «беременном революцией» в журнале «Гидроэнергетика Украины» вышла статья «Автоколебания напорных систем гидроэлектростанций и Саянская катастрофа», представляющая собой несколько доработанную статью, имевшуюся на этом сайте с момента начала суда в Саяногорске. Таким образом, спецоперация по «закрытию» этой статьи в Википедии закончилась тем, что статья получила вполне официальный статус и поддержку всей украинской гидроэнергетики. С сегодняшнего дня версия статьи на сайте стала аналогична той, что опубликована в украинском журнале. И Андрей Митрофанов имеет возможность представить ее суду как официальный документ и подтверждение правоты его заявлений.
   Пожалуй, прав оказался один из наиболее известных уроженцев Киева - Михаил Булгаков, когда устами своего персонажа - врага человечества Воланда заявил: «Рукописи не горят», хотя в том же романе Иешуа и умолял Левия сжечь его рукопись. Можно полагать, что Интернет, наконец, реализовал кошмар Спасителя в полной мере, но теперь для его врагов.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         04.12.2013
      Англоязычный вариант статьи по акустике мощных взрывов «Acoustic Methods for Evaluation of High Energy Explosions» появился на ArXive.org. В связи с решением об обнародовании работ по воздушно-реактивным двигателям гиперзвуковых летательных аппаратов на сайте вывешена статья, написанная 10 лет назад, обосновывающая выбор концепции силовой установки таких объектов - «О выборе схемы силовой установки первой ступени аэрокосмического самолета».
     Кроме того, появилась только что написанная статья «Оценка стоимости пассажирских перевозок на среднемагистральных самолетах», являющаяся первым опытом по адаптации созданной ранее калибровочной теории транспортных перевозок грузов к пассажирским перевозкам.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
   
         30.09.2013
      Представлены новые, следует думать, последние версии статей «Акустические способы  оценки энергии взрывов небесных тел» и «Кометно-метеоритная  угроза: исторический аспект». Когда я начинал изучать февральские события в Челябинске, даже и не предполагал, что логика этого расследования приведет меня в Ирландию средневековья и неолита, к Кракатау и Тамборе, а также в Месопотамию XXXIII в. до н. э. При этом глубокий скептицизм по отношению к угрозам из космоса и к делам земным сменился пониманием, что «звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас» могут преподнести нам еще немало сюрпризов.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
   
           24.08.2013
     Статья «Акустические способы оценки энергии взрывов небесных тел» была доработана после получения данных о взрыве болида над Индийским океаном, что позволило определить влияние высоты взрыва на максимальную длину пробега инфразвуковой волны. С учетом этого влияния данный акустический способ приводит практически к той же величине энергии Челябинского взрыва, что и ранее использованный расчетный метод. Статья «Кометно-метеоритная угроза: исторический аспект» дополнена еще одним разделом, в котором описаны новые исторические свидетельства существования тринадцатилетнего цикла сближения с Землей небесных тел рассмотренного ранее типа.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         10.08.2013
     На сайте появились еще 2 ранее написанные статьи. Первая из них - «Каким должен быть разгонный двигатель гиперзвукового самолета?», опирается на работы пятнадцатилетней давности и кратко описывает сайнерджет - оптимальный синергетический воздушно-реактивный двигатель, предназначенный для разгона многоразовых аэрокосмических носителей.
     Вторая статья - «Автоколебания напорной системы гидроэлектростанции» представляет собой небольшую доработку с учетом последних данных статьи, которая 8 месяцев была одной из статей Википедии. В нее был вложен труд не только ее основного автора, но и многих редакторов Википедии. Однако, в конце июля этого года, не слишком большая, но сплоченная группа, заинтересованная в проталкивании версии о Саянской катастрофе руководства «Ленгидропроекта» - проектанта Саяно-Шушенской ГЭС, используя весь набор приемов от демагогии до откровенной лжи, под лозунгом «совершенствования» той статьи организовала ее уничтожение.
     Надо сказать, что Википедия переживает сейчас не лучшие времена. По сообщениям прессы, в последнее время ее покинули несколько десятков тысяч человек. А российский сегмент Википедии, как и почти любая организованная структура на этой земле, постепенно превращается в конгломерат группировок, представляющих собой мафии-лайт. Начало суда по Саянской катастрофе вызвало, видимо, пароксизмы страха у некоторых «гидроэнергетических деятелей», в наибольшей степени ответственных за произошедшее, что и привело к активизации одной из этих группировок Википедии.
     Поэтому данная статья появилась здесь. Она представляет собой наиболее простое и компактное изложение на элементарном уровне всего круга вопросов, связанных с теорией возбуждения автоколебаний в напорных системах гидроэлектростанций, которые более подробно и глубоко описываются в разделе «Гидроакустическая устойчивость» данного сайта.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         31.07.2013
    В течение июня - июля 2013 года написаны еще 4 работы на тему кометно-метеоритной опасности. Статья «Parameters of Chelyabinsk and Tunguska Objects and  their Explosion Modes», размещенная в известном ресурсе Корнельского университета ArXive.org, по существу представляет собой перевод на английский язык работы «Параметры Челябинского и Тунгусского объектов и  характеристики вызванных ими взрывов». Кроме нее, написаны и сейчас выставляются здесь еще 3 совершенно новые статьи.
     Первая из них представляет собой описание оценок энергий Челябинского и Тунгусского взрывов по вновь появившимся акустическим данным - «Акустические способы оценки энергии взрывов небесных тел», где подтверждаются ранее вычисленные их значения.
      В статье «Кометно-метеоритная угроза: исторический аспект», рассматриваются исторические данные, которые однозначно подтверждают существование двух тринадцатилетних циклов у кометных обломков семейств Орла и Тунгуса, а также объясняется причина крупнейшей космической катастрофы нашей эры.
     В статье «Обнаружение с помощью высотных самолетов небесных тел, наиболее угрожающих Земле», описывается система наблюдения за ближним околоземным космическим пространством, которая позволила бы определить траекторные данные наиболее опасной для Земли компоненты кометно-метеоритной угрозы.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         25 - 28.04.2013
    В третьей статье кометно-метеоритной серии «Два семейства обломков одной кометы и их родители» на авансцену выходят еще 5 членов семейств Тунгуса и Орла, а также те небесные тела, которые их породили.
    В четвертой статье «О возможных последствиях удара кометы» описано, что бы было, если бы комета, породившая эти семейства, не была бы разрушена Аризонским метеоритом, а упала бы на Землю.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
         19.04.2013
     Появилась вторая статья новой серии - «Оценка адекватности условий на ударной волне вдали от эпицентра взрыва». В ней обосновываются решения для Челябинского и Тунгусского обломков кометы, полученные в первой статье серии.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
         12.04.2013
    В целях выполнения обещаний, сделанных в меморандуме «Первоочередная задача оценки остроты кометно-метеоритной угрозы», на сайте выкладывается первая статья новой серии - «Параметры Челябинского и Тунгусского объектов и характеристики вызванных ими взрывов».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
         28.03.2013
    Завершена работа по определению характеристик космического объекта, вход которого в земную атмосферу привел к высотному воздушному взрыву чуть южнее Челябинска с энергией почти в 60 мегатонн. Приведены также расчетные данные так называемого «Тунгусского метеорита». Все это было получено с помощью математической модели, связывающей параметры движения подобных объектов как в сфере действия Солнца, так и в сфере действия Земли с их массо-энергетическими характеристиками, которые, в свою очередь, с помощью программного модуля расчета воздушных взрывов были увязаны с наблюдавшимися во время Челябинского инцидента явлениями.
    Показана общность происхождения этих двух небесных тел, являвшихся кометными обломками, а также то, что потенциально существует еще порядка 103 столь же опасных объектов, невидимых современными средствами слежения за околоземным космическим пространством из-за солнечной засветки, см. меморандум «Первоочередная задача оценки остроты кометно-метеоритной угрозы».
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
         04.02.2013
    После того, как один из внимательных читателей статьи о наводнении в Крымске указал на чрезвычайно интересную панораму его левобережья, а также на фотографии автодорожного моста при втекании реки Адагум в город, сделанные днем 7 июля 2012 года, которых не хватало во время написания статьи «Наводнение в Крымске: причины и механизмы затопления города», в начале февраля она была доработана. Теперь на сайте присутствует ее второе издание.
    Кроме того, выставлена статья «О силах на турбинной крышке второго гидроагрегата СШ ГЭС» в своем исходном, не испорченном редакторами журнала «Гидротехническое строительство» виде. Эту статью по собственной инициативе попросил для публикации в журнале его главный редактор Г. Г. Лапин, и она должна была выйти в первом номере за 2012 год, вместе с ответом на критическое выступление главного инженера «Ленгидропроекта» Б. Н. Юркевича на ранее опубликованную в этом журнале мою статью об автоколебаниях (кстати, по образованию, насколько я знаю, он - маркшейдер, а маркшейдеры, как известно, автоколебаниями не занимаются). Однако, в последний момент перед отправкой номера в типографию, в редколлегии журнала произошел путч, и эти 2 статьи были изъяты из номера. Я посчитал, что будет правильно, если в полной прозрачности и объективности этого очень простого исследования сможет убедиться каждый желающий. Кроме того, извещаю, что в статье Википедии «Автоколебания напорной системы гидроэлектростанции» кратко изложено содержание всего раздела «Гидроакустическая устойчивость» этого сайта.
    И, наконец, для желающих выставлено некое упражнение по оценке характеристической скорости выведения ракетами-носителями полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту - «Прогноз величины характеристической скорости выведения», выполненное лет 5 назад.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         31.12.2012
    В последний день 2012 года на сайте появилась статья «Бог троицу любит», в которой завершается и уточняется тема, поднятая в предыдущей статье «Любит ли бог троицу?» В новой статье показано, что вместо возможных проблем с испытаниями новых гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС возникли проблемы с гидроакустической устойчивости еще двух станций - Зейской и Токтогульской ГЭС. Все это подтверждает то, что говорил Р. Фейнман: главный принцип - не дурачить самого себя. Только таким способом можно минимизировать количество собственных проблем.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
         03.12.2012
     Хоть работа по гидроакустическому возмущению напорных систем в основном и завершилась, однако новая информация по событиям, связанным с этим явлением, может привести к какой-то моей активности на данном направлении. Более того, к этому также может привести и отсутствие информации в то время, когда она обязана появиться. В связи с последним обстоятельством вывешиваю на сайте небольшую аналитическую статью «Любит ли бог троицу?» о больших проблемах новых гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС.
     Кроме того, на сайте появились «Предложения Курчатовского центра» по результатам совещания в компании РусГидро 2.5 года назад по теории, констатирующей гидроакустическую неустойчивость СШ ГЭС, когда уже были предсказаны проблемы, описанные в указанной выше статье. В представленной части документа крупнейшим российским научным центром дается оценка этой теории.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
       03.11.2012
     Насколько об этом можно судить по оперативным данным, 4 дня назад ударная волна снова прокатилась по мелководью. На этот раз кавказские «водяные барсы» с помощью тропического урагана Сэнди добрались до американского штата Нью-Джерси. Так что это явление, по-видимому, оказалось более частым, чем можно было ожидать в момент его обнаружения летом 2012 года. Поэтому вчера была написана короткая статья - «Водяные барсы Хакенсака», отражающая мои взгляды на произошедшие там события.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
       06.09.2012
     На сайте появилась статья о новом, к счастью, не столь катастрофичном наводнении на Кубани - «Новое наводнение на Кубани». Самый главный урок, который можно из него извлечь, состоит, на мой взгляд, в том, что механизмы затопления приморского курортного поселка Новомихайловский в ночь на 22 августа 2012 года были подобны механизмам затопления города Крымска в ночь на 7 июля 2012 года. Снова на мелководье возникла ударная волна, снова чуть меньше, чем через 2 километра, она разрушилась, и далее было рутинное, относительно спокойное затопление низинной местности. Опять «водяные барсы» из старой горской легенды подняли свои головы.
      Но, впрочем, сколько можно писать о катастрофах. Я выставляю на сайте еще 2 статьи, написанные года 4 назад: одну о том, что такие сложные течения газа, и даже двухфазной среды, которые имеют место быть в жидкостных и твердотопливных ракетных двигателях с высокой степенью точности могут быть описаны в рамках «почти классической» газовой динамики - «Законы сохранения и феноменология ракетных двигателей», и вторую - «Элементарная теория машущего полета», суть которой ясна из названия, где показано отличное согласования полученных теоретических результатов и опытных данных для летающих существ от майского жука до андского кондора.
      И, наконец, выставлена новая (четырехлетней давности) версия статьи «Цена космоса: сколько стоит выход на орбиту?», которой завершаются экономические изыскания по определению и прогнозированию стоимости морских, авиационных и космических транспортных операций.
 
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
     15.08.2012
     На днях Саянской катастрофе исполняется 3 года. За первый год, прошедший после нее, была создана теория, объяснившая не только ее, но и еще несколько менее тяжелых инцидентов, произошедших на гидроэлектростанциях по аналогичным причинам. Более двух лет назад эта теория была доложена на специальном совещании в компании РусГидро. С тех пор опровергнуть ее не смог никто, по крайней мере, на причинно-следственном, а не на административном поле. Однако, как писал А. Бенеславский: «В стране, где практически любое бюджетное отчисление есть объект распила, не стоит удивляться, что катастрофа, не предотвращенная, с коммерческой точки зрения интереснее катастрофы предотвращенной». Поэтому вполне можно предположить, что реальные поиски причин мешали разруливать денежные потоки, спасать старые и строить новые карьеры и репутации. И ведь никто не может сказать, что они строятся на крови - ее у утопленников никто не может увидеть.
      Правда, месяца полтора назад пресс-служба компании РусГидро вдруг выступила против выводов обвинительного заключения Следственного комитета по делу о катастрофе: «В ходе изучения КТЭ» (комплексной технической экспертизы) «технические эксперты РусГидро сделали вывод о неоднозначном характере факторов, определенных в этом документе в качестве причин аварии. … Полагаем, что профессиональный взгляд на проблему позволит четко определить причины случившегося…» При этом КТЭ излагает именно тот подход к произошедшему, который компания продавливала, как минимум, 2 - 2.5 года всей своей административной мощью, с помощью различных уловок, не гнушаясь давления и прямых подлогов, которые в век информационных технологий скрыть все-таки оказалось невозможным. А теперь - «неоднозначный характер факторов», который не то чтобы понять, а просто рассмотреть уже готовым, расписанным по основным причинно-следственным связям, трех лет не хватило. Что это как не расщепление сознания тех, кто там принимает решения?
      Три года - срок более чем достаточный, чтобы начать и закончить почти любое дело. Поэтому, завершая деятельность по вскрытию причин Саянской катастрофы, я, наконец, размещаю на сайте майскую статью 2010 года о гидроакустическом бустинге - «Гидроакустический бустинг - способ возбуждения катастрофических автоколебаний». Она могла быть известна более двух лет представителям компании РусГидро, стремящимся сейчас с какого-то переляку вдруг бросить «профессиональный взгляд на проблему». Но только сейчас, после уже второго обвинительного заключения Следственного комитета, они, видимо, осознали, что «гнилые шпильки» могут оказаться для них совсем не столь привлекательными, как казалось им все это время.
      И, наконец, выставлена статья «Гидроакустическое возбуждение напорной системы - причина Саянской катастрофы», в которой вкратце сведены все доказательства эффективности гидроакустического подхода как к расследованию Саянской катастрофы, так и еще нескольких подобных инцидентов, произошедших на трех континентах. Мне представляется, что их физические аспекты изложены в ней достаточно подробно и аргументировано. Что касается математической стороны дела, то тут тоже получены результаты, которые нельзя назвать вполне тривиальными. Однако, тем, кому не нужна физика, вряд ли может пригодиться математика - и это относится не только к компании РусГидро. Поэтому, почему бы туману вечности не скрыть те работы? А у гидроэнергетиков пусть иногда отрываются крышки, лопаются фланцы или водоводы, если это им так нравится. Быть может, они просто желают утонуть, ведь чужая душа - потемки.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
     07.08.2012
     Снова пришло время обратиться к сайту Synerjetics Group. Уже достаточно давно стало ясно, что взаимодействие по делу о Саянской катастрофе с компанией РусГидро не получилось, несмотря на то, что когда-то ее высшие менеджеры сами обратились ко мне. Все завершилось невыполнением обещаний, ложью, снятием в последний момент моих статей (под угрозой коллективного ухода из редколлегии ее членов, наиболее заинтересованных в сокрытии причины катастрофы) при выходе в печать очередного номера аффилированного с компанией журнала «Гидротехническое строительство» и тому подобным. Возможно, что-то мне неизвестно. А тут подходит третья годовщина катастрофы, причины которой ясны уже с пару лет. Поэтому пора заканчивать эту тему статьей, в которой кратко освещены итоги всей этой деятельности, статьей под названием «Угроза избранным», написанной в середине июня – начале июля этого года.
      Вышло так, что в ней я впервые кратко описал не только автоколебания – причину катастрофы трехлетней давности, но и традиционные угрозы, связанные просто с течениями воды, и тут же, как на грех, случилось наводнение на Кубани. И опять – точь в точь знакомая картина: вначале в произошедшем оказались виноваты волны высотой в «6 – 7 метров», потом они исчезли, и везде, где только можно, а также и там, где нельзя, ньюсмейкерами (экспертами их назвать трудно) «стали сооружаться виртуальные плотины», прорывы которых и затопили бедных жителей города Крымска. При этом никто из создателей этих версий не удосужился ознакомиться с более-менее полной картиной события и хотя бы в первом приближении увязать концы с концами путем количественных оценок.
      Посмотрев на все эти фонтаны словес, я решил хоть немного разобраться и в этой катастрофе, что было сделано вместе с уроженцем тех мест Иваном Днестрянским, хорошо знакомым «с театром боевых действий» в статье «Наводнение в Крымске». Сейчас, спустя месяц после наводнения и за 10 дней до трехлетия первой трагедии, эти две (пока две) статьи выставляются на сайте. Вторая статья вывешивается также и на сайте ARTofWAR, где имеется немало литературных работ Ивана.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
           11.07.2010
     Анализ инцидента со вторым гидроагрегатом Саяно-Шушенской ГЭС завершился созданием теории гидроакустического возбуждения автоколебаний напорных систем гидроэлектрических станций. Она изложена в разделе сайта под названием «Эволюция сложных систем» в серии статей и заметок, которых сейчас там 10, и еще 2  –  3 статьи полагаю пока нецелесообразным размещать в общем доступе, так как постепенно все большее значение приобретают контакты с заинтересованными в расследовании инцидента структурами в режиме off-line. К таким статьям относится и работа о гидроакустическом бустинге на СШ ГЭС, написанная 2 месяца назад. В ней детально рассматривается процесс вылета второго гидроагрегата из турбинного колодца. Близкая по смыслу статья об аналогичном явлении на ГЭС Памир-1 на сайте уже выставлена.
      Кроме того, в этом разделе сайта появилась статья о срывном флаттере, изучение которого оказалось полезным и для развития теории гидроакустической устойчивости.
                                                                                                                                                                                                Ю. И. Лобановский
 
       03.09.2009
    Прошло несколько лет с тех пор как я что-либо делал на этом сайте. Опыт, «сын ошибок трудных» показал, что единственный эффективный способ работы над интересующими меня проблемами – это когда Synerjetics Group состоит из одного единственно члена. За это время проведено исследований на десяток новых статей, однако не все они еще полностью готовы. Через некоторое время они, так или иначе, появятся здесь. Но одна статья, написанная в течение нескольких последних дней, может быть выложена на сайте или сейчас, или никогда. Называется она – «Технические причины катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС».
                                                                                                                                                                                            Ю. И. Лобановский
 
         06.03.2003
         Ушедший XX век стал тем временем, когда человечество реализовало свою давнюю мечту о полете. В декабре 1903 года впервые оторвался от земли «Флайер» братьев Райт, и уже через полвека миллионы людей летали над землей по своим делам. В октябре 1957 ракета Р-7 Сергея Королева вывела на космическую орбиту первый рукотворный объект. За этим последовала целая серия достижений - от первого полета человека до высадки пилотируемой экспедиции на Луну, а также полеты автоматических аппаратов почти ко всем планетам Солнечной системы, создание частично многоразовых носителей (Спейс Шаттл) и первой постоянно действующей орбитальной станции («Мир»).
       Однако, за исключением использования спутников связи и наблюдения вплоть до настоящего времени космос практически ничего не дает для удовлетворения повседневных нужд человечества. А пилотируемая космонавтика за четыре с лишним десятилетия полетов так и не нашла для себя такой области применения, которая полностью бы сняла все вопросы о целесообразности постоянного присутствия человека в космосе. Из-за недостаточного прогресса в сфере практического использования космического пространства возникло и стало укрепляться мнение, что, кроме имеющихся сейчас, других целей и задач у космонавтики просто нет и быть не может.
        Из этого следует естественный вывод, что современная космонавтика так и не оправдала надежд пионеров, закладывавших ее основы. В принципе, в других условиях это могло бы и не стать какой-либо серьезной проблемой для человечества. Однако сейчас это означает то, что человечество, достигнув пределов роста на своей родной планете, не сможет использовать потенциальные ресурсы космоса для своего устойчивого развития. В этих условиях будущее человечества начинает рисоваться в мрачных тонах. Земная биосфера может выдержать лишь ограниченный прессинг с его стороны, а чрезмерно глубокие изменения биосферы могут оказаться для людей фатальными. Следовательно, для сохранения биосферы, а значит и человечества как вида земных существ, требуется уменьшить на нее антропогенное воздействие. В то же время, предельно допустимый уровень этого воздействия может оказаться недостаточным для того, чтобы человеческая цивилизация смогла продолжить собственное развитие. А отказ от развития приводит обычно к деградации. Выходом из этих ограничений и способом уменьшения такого давления на биосферу может стать освоение космоса. При этом самое «узкое место», препятствующее значительному расширению практического применения космонавтики, - это отсутствие достаточно эффективного аэрокосмического транспорта, при помощи которого можно было бы осуществить такой прорыв.
        Обоснование и разработка принципов аэрокосмического транспорта, который позволил бы космонавтике стать не только инструментом исследования космоса, но и решения накопившихся у человечества проблем и есть цель нашей группы - Synerjetics Group. Для этого результаты ее деятельности, направленной на формулирование перспективных задач и набросков способов их решения, по мере их появления выставляются на этом сайте в форме статей. В первых двух статьях цикла «Космонавтика - ключ к решению экологических проблем человечества» и «Экономически эффективная деятельность в космосе» делается попытка показать, что некоторые жизненно важные проблемы человечества могут быть решены с помощью эффективных многоразовых аэрокосмических транспортных средств нового поколения. Другие возможные способы использования космических ресурсов будут описаны по мере получения результатов и по этим направлениям.
        Ключевым элементом транспортной системы нового поколения являются аэрокосмические носители, для которых атмосфера Земли играет роль окислителя, рабочего тела и среды, создающей подъемную силу. В трех статьях цикла в разделе «Аэрокосмические носители» показано, что такие аппараты могут обеспечить эффективный доступ на околоземную орбиту, если применяются технологические инновации, опирающиеся на разумное использование аэротермодинамических свойств гиперзвуковых течений. В дальнейшем эти инновации, касающиеся аэродинамики и силовой установки многоразовых аэрокосмических носителей будут описаны более подробно.
        В статье «Цена космоса» раздела «Экономика и надежность» продемонстрирован оригинальный метод оценки стоимости стандартных транспортных операций, в том числе и аэрокосмических, который, несмотря на известную экстравагантность, дает очень хорошие результаты для всех имеющихся у нас данных. Показано, что аэрокосмический носитель разрабатываемого типа при определенных условиях может обеспечить удельную стоимость доступа на околоземную орбиту в десятки раз ниже, чем у современных одноразовых ракет-носителей. В этом же разделе представлены первые попытки оценки необходимой надежности многоразовых носителей.
        Завершает цикл статья более общего характера, которая также может оказаться полезной для оценки ситуации, имеющей место на современной аэрокосмической сцене.
        Мы полагаем, что представленный на сайте цикл статей может стать исходной точкой для развертывания программы разработки эффективной аэрокосмической транспортной системы, которая поможет человечеству решить часть стоящих перед ним жизненно важных проблем. Но для этого нужно, чтобы все те, кто готов согласиться с нашим видением проблем и их возможных решений, те, кто способен поддержать наши усилия, сделали бы это. Возможно, именно Ваш личный вклад окажет решающее влияние в этой работе, способствующей достижению достойного будущего человечества. Может быть, именно он склонит чашу весов, на которых оно сейчас балансирует. Будущее не предопределено! Не оставайтесь сторонними наблюдателями. Присоединяйтесь к нам!
                                                                                                                                                                                                      Synerjetics Group